Третья часть стенографического отчёта о расширенном заседании президиума Государственного совета по вопросу повышения энергоэффективности российской экономики.

Слово для выступления Игорю Ивановичу Сечину – заместителю Председателя Правительства.

И.СЕЧИН: Спасибо.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Уважаемые коллеги, участники заседания!

Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года

номер 889, о котором уже упоминали, «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» стал стратегической основой деятельности Правительства Российской Федерации, федеральных и региональных органов исполнительной власти по организации работ в сфере эффективного производства и потребления энергетических ресурсов. Основанием для появления указа послужило крайне неудовлетворительное положение в стране с энергосбережением и энергоэффективностью экономики. Так, по данным Международного энергетического агентства, за 2006 год энергоёмкость ВВП России была в 3,5 раза выше среднеевропейского уровня. Значительной угрозой для стабильного обеспечения энергоресурсами потребностей населения и экономики в России является также чрезвычайно высокий уровень изношенности энергетической инфраструктуры. Таким образом, для обеспечения надёжного и безопасного снабжения потребителей, а также будущего роста экономики, укрепления энергетической безопасности России необходимо обеспечить техническую доступность энергии для развивающейся экономики, возможности подключения новых объектов к инженерным сетям или обеспечения их топливом при децентрализованном энергоснабжении; удерживать расходы энергоресурсов в пределах экономической доступности для всех групп потребителей; сохранять достаточный потенциал экспорта нефти и газа. Эти три задачи невозможно решить только за счёт строительства новых мощностей в ТЭКе и повышения цен на энергию. Для обеспечения высоких темпов роста российской экономики только в ТЭКе при существующем уровне энергоёмкости потребуется инвестировать до 20-го года, отвлекая ресурсы от развития других секторов экономики, не менее одного триллиона долларов США. Мобилизовать такие ресурсы даже при высоких ценах на нефть практически невозможно.

Единственной разумной альтернативой такому варианту развития российской электроэнергетики и экономики в целом является масштабное и комплексное развёртывание работы по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года определены приоритетные задачи, решение которых должно обеспечить энергосбережение, потенциал которого оценивается величиной в 350 миллионов тонн условного топлива в год. Для достижения необходимых показателей энергоэффективности вклад технологического фактора требуется по меньшей мере удвоить.

Если допустить, что рост цен на энергию и структурные изменения в экономике обеспечат в период до 20-го года 1–1,5 процента ежегодного снижения энергоёмкости ВВП, то при сохранении нынешних темпов роста энергоэффективности за счёт обновления оборудования темп снижения энергоёмкости ВВП может выйти только на уровень инерционного сценария, то есть 2,3 процента.

Снижение энергоёмкости на 4 процента в год до 20-го года, а именно такую задачу поставил Президент, – это не то, что дано на перспективу, а то, что ещё требуется доказать в смысле того, что это цель, которую необходимо достигнуть. И такие темпы снижения энергоёмкости ВВП можно обеспечить только за счёт комбинации рыночных стимулов и активной государственной политики повышения эффективности использования энергии.

Масштабы и структура потенциала повышения энергоэффективности в России складываются из следующих составляющих. Прежде всего технический потенциал повышения энергоэффективности в России, который составляет не менее 45 процентов от уровня потребления энергии, если брать данные за 2005 год. Основная часть потенциала сосредоточена в энергообеспечении зданий, далее следует промышленность. Повышение эффективности использования тепловой энергии, сокращение её потерь в сетях может дать экономию в 53 процента от уровня потребления тепла в 5-м году. Потенциал снижения потребления природного газа равен 240 миллиардам кубических метров газа, или 55 процентам от его потребления в том же 5-м году, что существенно превышает экспорт газа.

В ряду технологий, которые дают наиболее значительный энергосберегающий эффект, эксперты называют парогазовые установки, эффективные котельные установки, частичную децентрализацию теплоснабжения в зонах с низкой плотностью тепловых нагрузок, модернизацию электрических сетей, совершенствование технологий нефтепереработки, повышение эффективности транспортировки природного газа и утилизацию попутного, эффективные окна и технологии утепления зданий и квартир, также эффективное освещение, установка приборов учёта.

Анализ также показал, что в ряде случаев повышение энергоэффективности не требует значительных затрат. Однако для полной реализации технического потенциала повышения энергоэффективности потребуется, по расчёту экспертов, от 320 до 360 миллиардов долларов капитальных вложений.

Сегодняшнее заседание президиума Госсовета призвано решить, как на практике необходимо организовать всю работу по энергосбережению, повышению энегоэффективности в российской экономике. Очевидно, что практическая реализация государственной политики в сфере энергосбережения, повышения энергоэффективности экономики должна осуществляться на основе комплексного интегрального подхода к проблеме. Схема возможной организации этой работы на основе такого подхода представлена на слайде номер один, прошу обратить внимание на презентацию.

Это направление должно быть системообразующим. Энергоэффективность должна пронизывать все остальные приоритеты технологической модернизации.

Данная схема неоднократно обсуждалась в Правительстве на заседаниях и совещаниях, проводившихся под председательством Первого заместителя Председателя Правительства Игоря Ивановича Шувалова. Она обсуждалась и правительственной комиссией по вопросам топливно-энергетического комплекса с участием руководителей регионов и заинтересованных ведомств. Основным элементом схемы является современная законодательная, нормативно-правовая и нормативно-техническая база, сочетающая рыночные и административные нормы регулирования отношений, а также государственную поддержку и стимулирование области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Механизмом реализации этих отношений является государственная программа по энергосбережению и повышению энергоэффективности, а также региональные и муниципальные программы. На слайдах со второго по седьмой показаны приоритетные мероприятия по энергосбережению и повышению эффективности в различных сферах с той расчётной годовой экономией, которая появляется при их реализации. Например, в федеральной бюджетной сфере это минимум 20 миллионов тонн условного топлива, на предприятиях ТЭКа, транспорта и ЖКХ – 120 миллионов тонн условного топлива, в строительном комплексе – не менее 50 миллионов. По самым предварительным расчётам, реализация этих мероприятий даст возможность сэкономить не менее 310 миллионов тонн условного топлива. Это, по сути, превышает экспортный потенциал по жидким углеводородам…

В целях борьбы с энергорасточительством необходимо существенно повысить эффективность сферы производства и оборота энергосберегающих устройств (слайд номер восемь), а именно: ввести классы энергоэффективности и маркировку энергетических устройств, прежде всего бытовых электроприборов, с организацией соответствующего контроля за выполнением этих требований (включая возможность запрета на оборот энергорасточительного оборудования), естественно, обеспечив максимально возможности производства на территории Российской Федерации этих видов оборудования. Для привлечения инвестиций в эту сферу деятельности целесообразно предусмотреть субсидирование на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам. Мировая практика показывает, что без проведения массированной информационно-пропагандистской кампании достичь серьёзных результатов по энергосбережению и повышению энергоэффективности невозможно, поэтому важным элементом представленной интегральной схемы является организация государственно-информационной системы (слайд номер девять), а она предполагает создание единого информационного центра, введение государственного энергетического реестра, пропаганду энергосбережения, повышение энергоэффективности, а также разработку образовательных программ средних и высших учебных заведений по вопросам эффективного использования энергоресурсов.

Для успешной реализации комплексной схемы энергосбережения и повышения энергоэффективности необходима соответствующая структура управления (слайд номер 10). С учётом сложности и масштабности поставленных задач представляется необходимым сформировать в рамках правительственной комиссии по ТЭКу специальную подкомиссию или рабочую группу по вопросам эффективного использования энергоресурсов. В её состав должны войти все представители заинтересованных органов исполнительной власти и бизнес-сообщества. Главная цель – выработка предложений по координации деятельности по реализации политики энергосбережения и энергоэффективности в стране.

Особая роль у российского энергетического агентства, которое создаётся в настоящее время на базе ФГУ «Росинформресурс», переданного сейчас Министерству энергетики. Его задачей должен стать отбор во взаимодействии с регионами, хозяйствующими субъектами, саморегулируемыми организациями, работающими в сфере энергосбережения, финансовыми институтами энергоэффективных проектов, содействие их реализации.

Вместе с тем мы не должны забывать о поддержке перспективных разработок в отечественной энергетике, о чём Дмитрий Анатольевич тоже говорил. Это прежде всего исследования по сверхпроводимости, проекты развития технологий производства водорода, сооружения приливных электростанций нового поколения, другие разработки российских учёных.

Базовым принципом практического энергосбережения в стране должно стать государственно-частное партнёрство. Для этого в структуре управления энергосбережением, энергоэффективностью прорабатывается возможность организации инвестиционного энергетического агентства, активно взаимодействующего с региональными энергосервисными и инжиниринговыми компаниями. Реализация комплексного интегрального подхода к решению проблем энергосбережения и повышения энергоэффективности в стране способна обеспечить достижение базового индикативного показателя снижения энергоёмкости ВВП на 40 процентов к 2020 году.

Хочу подчеркнуть, что по всем названным мероприятиям деятельности уже проводится конкретизация мер и мероприятий. На первом плане это (как было сказано и Президентом Российской Федерации, и моим коллегой, содокладчиком Ильей Филипповичем Михальчуком), конечно, доработка проекта федерального закона об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в части в первую очередь расширения спектра экономических стимулов, направленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности, и создания, выработки полного перечня необходимого набора подзаконных актов.

Важное место в организации работы отводится техническому регулированию, стандартизации. При этом необходимо отметить, что действующая в настоящее время добровольная стандартизация не способствует заинтересованности в оперативном внедрении мер, направленных на эти цели.

Мы должны выработать целостную систему управления процессами по созданию современной системы энергосбережения.

В этой связи представляется целесообразным обеспечить обязательность для производителей и пользователей ключевых требований в области стандартизации.

Один из самых значительных резервов энергосбережения и энергоэффективности связан с электроэнергетикой и другими отраслями ТЭК. Повышение КПД и снижение удельных затрат электрических станций, снижение потерь при передаче и транспортировке – ключевые задачи, стоящие перед ТЭК. Предстоит также развернуть работу по насыщению рынка энергоэффективным оборудованием, товарами народного потребления, но при этом важно обеспечить скоординированность в формировании потребностей использования такого оборудования и таких товаров, в реализации мер по стимулированию их приобретения и эксплуатации, в организации отечественного производства. Эта работа начата и будет проводиться Минпромторгом России.

В заключение хочу отметить, что достижение значимого результата в области энергосбережения и энергоэффективности в нашей стране необходимо сделать делом каждого гражданина, каждого предприятия вне зависимости от формы собственности, обеспечить согласованность и скоординированность усилий всех участников этой работы. Крайне важно также определиться с приоритетом и последовательностью действий, обеспечить запуск пилотных проектов, в том числе по локальной энергетике (я думаю, представителей регионов эта тема особенно тревожит), на основе местных видов топлива и когенерации. Добиться принятия оптимальных решений на каждом уровне управления и их неукоснительной реализации на практике – это наша главная задача.

Спасибо за внимание.

Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо, Игорь Иванович.

Я, во-первых, хотел бы поддержать идею о том, что мы должны выработать целостную систему управления процессами по созданию современной системы энергосбережения. Такая система – это дело, конечно, сложное, тем не менее у нас есть уже структуры, которые этим занимаются, поэтому я предлагаю выстроить работу следующим образом. С учётом того, что энергоэффективность входит в число приоритетных тем той комиссии, которую возглавляет Президент, соответственно, я думаю, что мы должны исходить из того, что будет рабочая группа по этим вопросам при этой комиссии, а также комиссии по топливно-энергетическому комплексу со своей компетенцией, которая тоже этими вопросами будет заниматься.

Задачи эти очень нелёгкие, некоторые из них потребуют от нас достаточно жёстких решений, а также исполнения ряда очень сложных и жёстких рекомендаций. Только что был сделан доклад, обратите внимание на то, что в ряде случаев нам придётся просто вводить запреты на ту или иную деятельность. Например, запрет на оборот ламп накаливания. Это революционная штука – организовать систему контроля за оборотом ламп накаливания. Сейчас это кажется вроде бы довольно сложным моментом, но тем не менее все присутствующие здесь: и руководители регионов, и руководители крупных промышленных предприятий, которые здесь присутствуют, – должны будут исходить из того, что все эти требования попадут в стандарты, и за их нарушение должна будет наступать ответственность, материальная ответственность. Это так, один из возможных примеров того, что нам предстоит делать.

Спасибо.

...Продолжение в 4-ой части...

 

Наши представительства в ЦЧР:

  • (4722) 372-230
  • (473) 250-2232
  • (4712) 311-423
  • (4742) 392-596